Прошло более двух лет с начала внедрения Кодекса ОСПС на судах, совершающих международные рейсы, однако характер замечаний, отмечаемых в актах проверки системы охрану судов, почти не изменился, что свидетельствует о недостаточном внимании капитанов судов, командного состава и должностных лиц компаний, ответственных за охрану, по внедрению положений Плана охраны судна.
В России в связи с неослабевающей угрозой терроризма вопросам обеспечения безопасности уделяется все большее внимание. Эти вопросы постоянно находятся под контролем руководства страны.
Приоритетность этого направления деятельности подтверждена принятием в 2006 году Федерального закона «О противодействии терроризму» (№35-Ф3 от 06.03.06 г.) и изданием Указа Президента «О мерах по противодействию терроризму» (№116 от 15.02.06 г.).
Для России, как и для любого другого государства, транспортный комплекс является жизнеобеспечивающим звеном.
Практически все крупные морские и речные порты, судоходные гидротехнические сооружения и все объекты атомфлота России отнесены правительством к категории критически важных объектов (распоряжение №441-рс от 23.03.06 г.). На внутренних водных путях России эксплуатируется свыше 700 судоходных гидротехнических сооружений (далее СГТС). Все они являются потенциально опасными объектами. Из них, 335 СГТС, входящих в состав 106 гидроузлов, распоряжением Правительства отнесены к категории критически важных объектов. На таких объектах прорыв напорного фронта может привести к катастрофическим последствиям со значительными человеческими жертвами и материальными потерями. Исходя из этого, обеспечение их антитеррористической защищенностью является задачей первостепенной значимости.
Россия находится в числе передовых государств, наиболее ответственно реализующих международные требования по охране судов и портов. Правительством прикладывается максимум усилий для того, чтобы защищенность критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов соответствовала самым строгим требованиям.
Основной целью планирования мероприятий обеспечения морской безопасности в морском порту является создание единой системы обеспечения морской безопасности в интересах защиты государства, судов, их экипажей и пассажиров, перевозимого груза, объектов управления движением судов, средств связи и объектов навигации, портовых сооружений и обслуживающего персонала от незаконных актов и других инцидентов.
Новые международные требования по созданию системы безопасности в морском судоходстве, вытекающие из главы XI-2 МК СОЛАС-74, Кодекса ОСПС и ряда национальных нормативных правовых актов в области охраны на море предусматривают разработку и внедрение комплексной системы обеспечения безопасности портов и судов с оснащением их современными инженерно-техническими средствами охраны (ИТС0) для предотвращения случаев хищений, диверсионных и террористических актов, а также предотвращения других противоправных действий, способных привести к серьезным социально-политическим последствиям и экологическим катастрофам.
Для охраны таких объектов необходимо проведение дополнительных технических мероприятий по оборудованию охраняемых объектов высокоэффективными комплексными охранными системами. Данные системы должны обеспечивать дистанционный контроль за обстановкой в пределах всей охраняемой территории и на подступах к ней, а также оперативно оповещать личный состав караулов или других охранных подразделений о любых ее изменениях.
Задачами обеспечения безопасности водного транспорта являются построение и реализация комплекса следующих мер:
• заблаговременного планирования и создания систем предупреждения и выявления рисков (угроз), а также выявление и устранение условий, способствующих их возникновению и осуществлению;
• оперативного и адекватного реагирования на появляющиеся потенциальные опасности в порту и их пресечение;
• минимизации последствий реализованных рисков и угроз.
Создание интегрированного комплекса систем физической защиты (ИК СФЗ) объектов водного транспорта можно разделить на основные составляющие, В соответствии с международным стандартом:
• проведение инвентаризации объектов;
• определение угроз их безопасности;
• оценка уязвимости и категорирование объектов;
• разработка норм или требований для различных категорий объектов;
• подготовка планов обеспечения безопасности объектов морского и речного транспорта, в которых должны быть предусмотрены вопросы их оснащения современными инженерно-техническими средствами охраны и рационального распределения сил и средств, в том числе физической охраны, в зависимости от категории объекта.
Выполнение перечисленных мероприятий позволит создать единую комплексную систему обеспечения транспортной безопасности и охраны на объектах морского и речного транспорта.
Портовые средства должны быть обеспечены интегрированной системой безопасности (охраны), что является сложной технической структурой, предназначенной для наблюдения за контролируемыми зонами и объектами не территории портовых средств (ПС). ИК СФЗ, как правило, включает систему контроля и управления доступом, систему теленаблюдения и систему охранной сигнализации. Кроме того, в данную систему могут входить отдельные элементы системы инженерных средств охраны, например, противотаранные устройства или устройства принудительной остановки транспорта, приводимые в действие сигналом тревоги от одной из указанных выше систем.
Рассмотренные выше элементы системы безопасности портовых средств в полном объеме применимы к так называемому «классическому» ПС, имеющему береговую составляющую и участок акватории, используемый, как правило, для стоянки грузовых судов у причала. Для ПС, расположенного на акватории, подход к построению системы безопасности должен быть несколько иным.
Системы контроля надводной части акватории включают два типа РЛС и телевизионные камеры с высокой разрешающей способностью - так называемые оптико-электронные комплексы. Такая система гарантированно держит под контролем всю акваторию порта.
Важным элементом ПС, расположенного на акватории, является система навигационного ограждения. Поскольку ее объекты размещаются на берегу и на акватории, то и система охраны ПС должна строиться соответствующим образом: объекты, расположенные на берегу, охватываются «классическими» ИТСО, а объекты, расположенные на акватории, охвачены системами контроля акватории, а также контролируются при патрулировании.
Охрана периметров объектов большой площади/протяженности, таких как морские и речные порты, является наиболее сложной организационно-технической задачей, решение которой возможно с использованием средств обнаружения вторжения, работающих на различных физических принципах. Периметровые средства (системы) охраны могут использоваться с инженерными заграждениями и без них, формируя зоны обнаружения различной конфигурации и протяженности.
Основными требованиями, предъявляемыми к периметровым средствам (системам) охраны являются:
• круглосуточность функционирования;
• устойчивость к внешним климатическим факторам всех сезонов;
• защищенность от воздействия индустриальных помех, транспортных средств, мелких птиц и животных и др. факторов.
Кроме того, указанные средства (системы) охраны должны быть экономичными, иметь малый уровень излучаемой мощности, обеспечивать электромагнитную совместимость с другим , радиоэлектронными средствами и позволять работать в сигнализационных системах, осуществляющих прием информационных сигналов по радио и проводным линиям связи. Для обеспечения высокой эффективности, требуемой чувствительности и надежности в средствах (системах) охраны должны быть предусмотрены подсистемы дистанционного контроля, обеспечивающие возможность оперативной проверки их работоспособности с центрального пульта управления.
Одной из основных составляющих системы охраны портового средства также является подготовка, как персонала охраны, так и персонала ПС, занятого во всех операциях (технологических, вспомогательных, по обеспечению жизнедеятельности ПС и др.).
Рассмотренные выше системы являются элементами интегрированной системы безопасности ПС. Наличие мощных технических систем охраны не могут гарантировать приемлемого уровня безопасности без ежедневного проведения организационных мероприятий, равно как и наоборот. Только построение комплексной системы безопасности может дать положительный результат в деятельности по обеспечению безопасности ПС.
В России в связи с неослабевающей угрозой терроризма вопросам обеспечения безопасности уделяется все большее внимание. Эти вопросы постоянно находятся под контролем руководства страны.
Приоритетность этого направления деятельности подтверждена принятием в 2006 году Федерального закона «О противодействии терроризму» (№35-Ф3 от 06.03.06 г.) и изданием Указа Президента «О мерах по противодействию терроризму» (№116 от 15.02.06 г.).
Для России, как и для любого другого государства, транспортный комплекс является жизнеобеспечивающим звеном.
Практически все крупные морские и речные порты, судоходные гидротехнические сооружения и все объекты атомфлота России отнесены правительством к категории критически важных объектов (распоряжение №441-рс от 23.03.06 г.). На внутренних водных путях России эксплуатируется свыше 700 судоходных гидротехнических сооружений (далее СГТС). Все они являются потенциально опасными объектами. Из них, 335 СГТС, входящих в состав 106 гидроузлов, распоряжением Правительства отнесены к категории критически важных объектов. На таких объектах прорыв напорного фронта может привести к катастрофическим последствиям со значительными человеческими жертвами и материальными потерями. Исходя из этого, обеспечение их антитеррористической защищенностью является задачей первостепенной значимости.
Россия находится в числе передовых государств, наиболее ответственно реализующих международные требования по охране судов и портов. Правительством прикладывается максимум усилий для того, чтобы защищенность критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов соответствовала самым строгим требованиям.
Основной целью планирования мероприятий обеспечения морской безопасности в морском порту является создание единой системы обеспечения морской безопасности в интересах защиты государства, судов, их экипажей и пассажиров, перевозимого груза, объектов управления движением судов, средств связи и объектов навигации, портовых сооружений и обслуживающего персонала от незаконных актов и других инцидентов.
Новые международные требования по созданию системы безопасности в морском судоходстве, вытекающие из главы XI-2 МК СОЛАС-74, Кодекса ОСПС и ряда национальных нормативных правовых актов в области охраны на море предусматривают разработку и внедрение комплексной системы обеспечения безопасности портов и судов с оснащением их современными инженерно-техническими средствами охраны (ИТС0) для предотвращения случаев хищений, диверсионных и террористических актов, а также предотвращения других противоправных действий, способных привести к серьезным социально-политическим последствиям и экологическим катастрофам.
Для охраны таких объектов необходимо проведение дополнительных технических мероприятий по оборудованию охраняемых объектов высокоэффективными комплексными охранными системами. Данные системы должны обеспечивать дистанционный контроль за обстановкой в пределах всей охраняемой территории и на подступах к ней, а также оперативно оповещать личный состав караулов или других охранных подразделений о любых ее изменениях.
Задачами обеспечения безопасности водного транспорта являются построение и реализация комплекса следующих мер:
• заблаговременного планирования и создания систем предупреждения и выявления рисков (угроз), а также выявление и устранение условий, способствующих их возникновению и осуществлению;
• оперативного и адекватного реагирования на появляющиеся потенциальные опасности в порту и их пресечение;
• минимизации последствий реализованных рисков и угроз.
Создание интегрированного комплекса систем физической защиты (ИК СФЗ) объектов водного транспорта можно разделить на основные составляющие, В соответствии с международным стандартом:
• проведение инвентаризации объектов;
• определение угроз их безопасности;
• оценка уязвимости и категорирование объектов;
• разработка норм или требований для различных категорий объектов;
• подготовка планов обеспечения безопасности объектов морского и речного транспорта, в которых должны быть предусмотрены вопросы их оснащения современными инженерно-техническими средствами охраны и рационального распределения сил и средств, в том числе физической охраны, в зависимости от категории объекта.
Выполнение перечисленных мероприятий позволит создать единую комплексную систему обеспечения транспортной безопасности и охраны на объектах морского и речного транспорта.
Портовые средства должны быть обеспечены интегрированной системой безопасности (охраны), что является сложной технической структурой, предназначенной для наблюдения за контролируемыми зонами и объектами не территории портовых средств (ПС). ИК СФЗ, как правило, включает систему контроля и управления доступом, систему теленаблюдения и систему охранной сигнализации. Кроме того, в данную систему могут входить отдельные элементы системы инженерных средств охраны, например, противотаранные устройства или устройства принудительной остановки транспорта, приводимые в действие сигналом тревоги от одной из указанных выше систем.
Рассмотренные выше элементы системы безопасности портовых средств в полном объеме применимы к так называемому «классическому» ПС, имеющему береговую составляющую и участок акватории, используемый, как правило, для стоянки грузовых судов у причала. Для ПС, расположенного на акватории, подход к построению системы безопасности должен быть несколько иным.
Системы контроля надводной части акватории включают два типа РЛС и телевизионные камеры с высокой разрешающей способностью - так называемые оптико-электронные комплексы. Такая система гарантированно держит под контролем всю акваторию порта.
Важным элементом ПС, расположенного на акватории, является система навигационного ограждения. Поскольку ее объекты размещаются на берегу и на акватории, то и система охраны ПС должна строиться соответствующим образом: объекты, расположенные на берегу, охватываются «классическими» ИТСО, а объекты, расположенные на акватории, охвачены системами контроля акватории, а также контролируются при патрулировании.
Охрана периметров объектов большой площади/протяженности, таких как морские и речные порты, является наиболее сложной организационно-технической задачей, решение которой возможно с использованием средств обнаружения вторжения, работающих на различных физических принципах. Периметровые средства (системы) охраны могут использоваться с инженерными заграждениями и без них, формируя зоны обнаружения различной конфигурации и протяженности.
Основными требованиями, предъявляемыми к периметровым средствам (системам) охраны являются:
• круглосуточность функционирования;
• устойчивость к внешним климатическим факторам всех сезонов;
• защищенность от воздействия индустриальных помех, транспортных средств, мелких птиц и животных и др. факторов.
Кроме того, указанные средства (системы) охраны должны быть экономичными, иметь малый уровень излучаемой мощности, обеспечивать электромагнитную совместимость с другим , радиоэлектронными средствами и позволять работать в сигнализационных системах, осуществляющих прием информационных сигналов по радио и проводным линиям связи. Для обеспечения высокой эффективности, требуемой чувствительности и надежности в средствах (системах) охраны должны быть предусмотрены подсистемы дистанционного контроля, обеспечивающие возможность оперативной проверки их работоспособности с центрального пульта управления.
Одной из основных составляющих системы охраны портового средства также является подготовка, как персонала охраны, так и персонала ПС, занятого во всех операциях (технологических, вспомогательных, по обеспечению жизнедеятельности ПС и др.).
Рассмотренные выше системы являются элементами интегрированной системы безопасности ПС. Наличие мощных технических систем охраны не могут гарантировать приемлемого уровня безопасности без ежедневного проведения организационных мероприятий, равно как и наоборот. Только построение комплексной системы безопасности может дать положительный результат в деятельности по обеспечению безопасности ПС.
Авторы: С.Д. Ромаев
главный инженер проекта
А.М. Ковалева
менеджер по рекламе и маркетингу
ЗАО "Компания Безопасность"
главный инженер проекта
А.М. Ковалева
менеджер по рекламе и маркетингу
ЗАО "Компания Безопасность"
Читайте также:
- Разрывая путы «лоскутной» автоматизации
- Основные направления по выработке рекомендаций защиты особо важных объектов
- Интегрированные системы масштаба объекта
- Оценка эффективности интегрированного комплекса систем физической защиты на основе применения имитационного комплекса математических моделей «Фарватер – ИМ»
- Обеспечение транспортной безопасности в Метрополитене