Адрес: 142704, г. Москва, пос. Мосрентген, Институтский проезд, д. 2

Зачем нам нужно организовывать систему связи у себя в компании?

Продолжение данной статьи - Система связи на службе безопасности потенциально опасных и крупных промышленных объектов

Система связи как средство спасения жизней - №2

Актуальность создания систем аварийного голосового оповещения (СГО) даже на тех предприятиях, где они не предусмотрены нормативной документацией. Возможности интеграции СГО и СС на объекте и особенности их взаимной работы.

Например, телефонная связь нам нужна для решения незначительных рабочих задач, вызова подчиненных, уточнения различного рода информации у своих коллег, которые находятся в другом кабинете и т.д. Телефон – незаменимый рабочий инструмент любого руководителя, телефон обязательно стоит на столе у менеджера, юриста, логиста, и у многих других не менее ценных сотрудников. И, конечно же, без телефона не обойтись службе безопасности. Сегодня никто не ставит под сомнение тот факт, что телефон на работе – это не только удобно, а чаще всего – необходимо.

Технически, организация телефонной связи на предприятии обеспечивается с помощью АТС необходимой для этого предприятия емкости, производства широко известных узкому кругу азиатских производителей. Благо, недостатка в поставщиках и интеграторах подобных АТС сегодня наша страна не испытывает. Поэтому за организацию «служебной» телефонной связи на предприятиях России в ближайшую пятилетку можно не беспокоиться.

Говоря об организации связи на предприятиях, нельзя не упомянуть о неотъемлемом спутнике «служебной» связи – дежурной связи. В зависимости от размеров организации, ее серьезности и отношению в ней к организации безопасности выглядит дежурная связь по-разному. Где–то ограничиваются тревожной кнопкой вызова милиции на посту охраны, а где-то в интересах дежурных служб создают отдельную систему со своей АТС, подсистемой экстренного вызова и даже радиосетью.

Систему речевого оповещения к системе связи предприятия можно отнести лишь косвенно. Тем более, что в абсолютном большинстве случаев, на сегодняшний день, система речевого оповещения используется автономно от телефонной и радиосвязи, и не имеет собственной обратной связи. Однако, она так же предназначена для доведения до работников информации. Конечно, систему речевого оповещения можно найти далеко не на каждом предприятии. Основной документ, регламентирующий установку системы оповещения - НПБ 104-03 - достаточно уступчив по своим требованиям, как к самой системе, так и к зданиям, где, в основном, лишь рекомендуется ее устанавливать. Но, несмотря на этот ненавязчивый документ, многие руководители все же, видимо в силу собственного благоразумия и жизненного опыта, выделяют средства на создание системы речевого оповещения на своем предприятии. Ведь, благодаря своевременно полученной информации, возможно, спасти не только ценное имущество, но что самое главное – жизнь и здоровье своих сотрудников, что куда ценнее единожды потраченных средств на создание такой системы.

Служебная телефонная связь, дежурная связь и система речевого оповещения – три основных элемента, которые в той или ином виде присутствуют, или по крайней мере должны присутствовать в любой организации размером более однокомнатной квартиры. Конечно, это касается в основном обычных предприятий, не носящих звания «потенциально опасного» или «совершенно секретного». О таких предприятиях отдельный разговор. Хотя бы потому, что их система связи куда более обширна, а отсюда и более широки ее возможности. Тем не менее, эти системы не исключают все те же три элемента.

Так как же подобную, условно трехэлементную систему связи, можно поставить в услужение благородного дела спасения жизней своих пользователей? Да и нужно ли нам это? А если и нужно, то, как сделать такую систему наиболее эффективной?

Мало кто решится опровергнуть, что современное производство любой сложности – дело далеко не безопасное для жизни и здоровья участников этого производства, и людей окружающих его в той или иной степени. К сожалению, присутствие на местах инспекторов по охране и безопасности труда далеко не всегда спасает от техногенных аварий, связанных с человеческим фактором или же, что не редко встречается, устареванием техники и строений. Новости об очередных пожарах, обвалах, взрывах, то и дело сыплются на нас с экранов телевизоров, где диктор печально зачитывает о количестве жертв и пострадавших.

Но даже исключительное выполнение правил техники безопасности, вновь построенные здания и сооружения, и даже абсолютно новая техника не смогут в полной мере спасти нас от стихийных бедствий и природных катаклизмов. Ураганы, наводнения, землетрясения и небывалые морозы и метели постоянно застают нас врасплох. Чума нашего времени – террористические акты – постоянная угроза жизни мирных граждан абсолютно в любом месте. И когда подобное произошло, или же элементарное невыполнение правил пожарной безопасности привело пожару, то счет идет на секунды. В таких случаях необходимо в минимальный промежуток времени, любыми средствами донести до сознания всех присутствующих на предприятии о произошедшем, и о том, что же делать дальше. Если бежать, то куда. Если прятаться, то где. Если одевать, то что, и где это взять. Одним словом, мировой опыт действий при чрезвычайных ситуациях показывает, что если не донести до человека громко, четко и спокойным голосом то, как надо поступать, этот человек теряется и впадает в паническое состояние, что зачастую приводит к трагическим последствиям. И даже систематические тренировки персонала на действия во время различных ЧС (что на деле происходит крайне редко) далеко не всегда приводят к желаемым действиям при их возникновении.

Как доказательство, случай из моей собственной практики. В НИИ, где мне довелось проработать несколько лет, руководство решило обновить системы безопасности, установив новую пожарную сигнализацию и систему громкого оповещения. Дело, без сомнения благородное, тем более что все тот же НПБ 104-03 не требовал установки подобной системы оповещения. Естественно, что по завершению инсталляции руководство предприятия возжелало проверить на деле то, на что были потрачены «народные» средства. Со всеми сотрудниками, коих было более двухсот, провели инструктаж по действиям в случае возникновения пожара. Объяснили куда кому идти, где запасные и пожарные выходы. Так же разъяснили, что здание оснащено новой системой оповещения, после чего сразу же провели учения.

Первая попытка окончилась провалом. Услышав страшный оглушительный звук, все на минуту сначала замерли в своих кабинетах, затем с опаской начали из них выглядывать, озирая взглядом потолки, откуда этот рокот раздавался. Еще через минуту кое-кто сообразил, что, возможно это пожарная тревога, и надо срочно покидать здание. Покинули здание не все. А из тех, кто все-таки решился, часть выбежала не туда, куда следует. Начальствующий рык, гласящий «Вы все тут погорели…!!!» был страшнее самой сирены. Вторая тренировка пожара, которая не заставила себя ждать, закончилась чуть более успешно, но не достаточно. Пришлось закреплять третьей попыткой.

Так в чем же причина неудач этих тренировок? В тугодумии научные кадры обвинить грешно. Что же тогда будет твориться в офисе и на предприятии, где кипит производство, бурлят переговоры, непрерывно звонят телефоны? А ведь если быть откровенными, то в коммерческих структурах подобные тренировки не проводятся и вовсе. Отмечу, что и на моем предыдущем месте работы, т.е. госпредприятии подобных тренировок за последующий год работы после описанных событий более не проводилось.

На мой взгляд, причиной этих, и сотен, и тысяч подобных неудач кроется в отсутствии именно речевой информации. Просто громкий, резкий звук мало кому о чем говорит. А что же будет происходить в случае реального пожара? Теряется драгоценное время – раз. Отсутствие ясного понимания происходящего и своих дальнейших действий - два. Возникает паника – три. Время, когда к пожару или иной ЧС привлекали внимание звоном в колокола или биением по гильзе от артиллерийского снаряда прошло.

Что же делать? Можно инструктировать до слез своих подчиненных и коллег, заставив их наизусть выучить инструкции по действию в тех или иных случаях. Можно проводить постоянные тренировки этих действий. Конечно, этими способами нельзя пренебрегать. Но здесь, так же, не стоит пренебрегать временем, в котором мы живем. А живем мы во время высоких технологий. Тем более что помимо высоких технологий, этому веку присущи сложнейшие инженерные строения. Современное здание, будь то завод, торговый центр или офисное здание – это целая система лабиринтов, нашпигованная техникой и системами коммуникаций. Причем тенденция такова, что эти здания продолжают технически усложняться и постоянно растут как вниз, под землю, так и вверх, становясь все выше. Эвакуировать людей из этих зданий, в случае угрозы или возникновении ЧС становится все сложнее и сложнее. В этой ситуации просто необходимо задуматься о том, как же можно унифицировать системы безопасности, связи, управления и речевого оповещения для более эффективных действий персонала и людей, находящихся в этих зданиях в случаях возникновения ЧС деятельности.

Очевидно, что на общем фоне взаимной интеграции и объединения под единым управлением всех систем и элементов зданий и сооружений напрашивается решение и для озвученной проблемы. А именно - интеграция в систему дежурной связи системы громкого оповещения, а последней - в систему «служебной» связи. Таким образом, повышаются функциональные возможности и гибкость каждого из этих элементов уже единой системы.

Например, давайте рассмотрим алгоритм действий сотрудника службы безопасности при поступлении сигнала от пожарного извещателя на пост охраны в случае, когда система связи и система речевого оповещения не взаимосвязаны. А такая ситуация в большинстве офисов и на предприятиях. И так, при поступлении сигнала охранник выдвигается на место, откуда поступил сигнал, для его подтверждения. Если этот сигнал поступил из помещения, где в данный момент должны находиться люди, то для подтверждения быстрее конечно будет туда позвонить. Правда, для этого надо найти телефонный номер аппарата, находящегося в этом помещении, что не всегда происходит оперативно. После подтверждения сигнала охранник по средствам радиосвязи (если такая у него есть) сообщает на пост охраны (если есть кому!) о произошедшем. На посту охраны в этот момент начинается бурная деятельность. Докладывается непосредственному руководству, вызываются пожарные, включается система громкого оповещения. Хуже, если напарника нет. Тогда охранник после подтверждения сигнала пожарного оповещателя бежит до ближайшей тревожной кнопки пожарной сигнализации для включения сирены оповещения и дальше в зависимости от ситуации борется своими силами или бежит вызывать пожарную службу. Даже на бумаге эта последовательность действий выглядит затянуто. В случае реальных действий времени от момента срабатывания извещателя до вызова пожарных и эвакуации персонала проходит очень много. Кроме того, здесь многое зависит от личных качеств охранника и людей, окружающих его в данной ситуации. И это только действия при самой распространенной из ЧС ситуации. А если что-то нестандартное? Скажем обнаружение подозрительного предмета. Подобная ситуация требует от охранника способностей и смекалки чуть ли не супергероя. Необходимо практически немедленно об этом сообщить целому ряду инстанций, все зафиксировать, оцепить, и приступить к эвакуации... Не так все просто и не так все быстро.

Как же упростит ситуацию взаимная интеграция систем связи и речевого оповещения? Подчеркиваю, речевого, а не громкого!

Во-первых, у системы речевого оповещения появляется обратная связь. Т.е. в каждой зоне речевого оповещения располагаются переговорные устройства с прямым вызовом в диспетчерскую или пост охраны. Это позволяет существенно упростить процедуру подтверждения тревожного сигнала, подав сообщение не на конкретный телефонный аппарат, а в определенную зону оповещения, и получить при этом оперативный ответ.

Во-вторых, при непосредственном обнаружении пожара охранником, и отсутствии у него напарника, он сможет оперативно осуществить речевое оповещение с ближайшего дежурного средства связи. Это может быть как радиостанция, так и дежурное переговорное устройство установленное, например, на этаже. Так же, набрав простую комбинацию на циферблате этого переговорного устройства, можно запустить дублирующее оповещение о пожаре по системе связи в дежурные службы.

Как отмечалось, подобная интеграция позволяет внедрить в систему проводной связи - речевого оповещения и радиосвязь. Это существенно повышает мобильность, гибкость, надежность и живучесть системы в целом. А соответственно, повышает эффективность сотрудника службы безопасности, и позволяет ему осуществлять целый ряд действий, находясь на одном месте.

Так же, существенным плюсом такой системы является возможность непосредственной взаимосвязи ее с системами безопасности здания, такими как пожарная сигнализация и система контроля доступом. Например, сигнал о проникновении может автоматически отправляться на пост милиции, а при срабатывании пожарного извещателя – в дежурную службу МЧС.

Таким образом, объединение системы проводной связи, дежурной связи и системы речевого оповещения существенно ускоряет процесс эвакуации и повышает его эффективность, выдавая соответствующие различным ЧС сообщения и инструкции.

Проблема создания для системы речевого оповещения обратной связи заботит так же ведущих производителей этих систем, как и проблема организации речевого оповещения заботит производителей систем связи. Каждый из них осознал назревшую потребность единой системы связь-оповещение, и началась своеобразная «гонка вооружения». По нашим данным, очевидных лидеров пока в этой гонке нет. Когда этот лидер появится, с учетом экономических передряг и многих других факторов, пока не ясно. Тем не менее, подобные системы, функционирующие единым организмом, возможно, создавать уже сегодня. И пусть эта система пока будет не под одним брендом, а только под единым флагом компании интегратора. Инженерам таких компаний это дает возможность создания более гибких и функциональных систем подобного класса, а менеджерам, - более широкие возможности влезть в бюджет своего заказчика.

В данной статье лишь косвенно затронута техническая сторона создания объединенных систем связи и оповещения. Это отдельная тема, которой будет посвящена статья в следующем номере журнала. Здесь же я хотел донести до читателя важность создания в офисах и на предприятиях систем, оказывающих существенную помощь в спасении жизни людей в случае возникновения различного рода чрезвычайных ситуаций.



Автор: Александр Процких
Ведущий инженер по системам связи и звукового оповещения
ЗАО "Компания Безопасность"
Читайте также: